Воздух, которым дышит авиация, может стать предметом торга

Воздух, которым дышит авиация, может стать предметом торга

  
  • mdo  Admin
  •   Новости
  •   23 Октябрь 2025

Минэкономразвития предлагает поправки в Воздушный кодекс и федеральный закон, которые позволят России присоединиться к механизму CORSIA Международной организации гражданской авиации, направленному на компенсацию выбросов в авиации. В то же время специалисты предупреждают о рисках подорожания энергоресурсов и увеличения объемов выбросов под воздействием новых правил.

Согласно проекту, российские авиаперевозчики с годовым объемом выбросов свыше 10 тысяч тонн СО₂-эквивалента будут обязаны предоставлять отчетность о выбросах. С 2031 года компании должны компенсировать эти выбросы путем покупки углеродных единиц. Заместитель министра экономического развития Максим Колесников подчеркнул, что интеграция стандартов CORSIA в российское законодательство создаст спрос на российские углеродные единицы и поможет поддержать их стоимость на уровне 70–90 долларов США за тонну.

В сопроводительных материалах отсутствует оценка расходов авиакомпаний на выполнение требований. По оценкам российского подразделения международной компании Earthood, затраты на компенсацию выбросов с 2027 по 2035 год могут составить от 61 до 258 миллиардов рублей. Несоблюдение норм CORSIA, ставших обязательными с 2027 года для всех членов ИКАО, грозит штрафами, размеры и порядок которых пока не установлены.

Основной спор вокруг законопроекта связан с механизмом его реализации. Текущая версия предусматривает введение отраслевых мер по ограничению выбросов, список которых и круг регулируемых организаций будет определяться профильными ведомствами. Это может значительно расширить число компаний, попадающих под углеродный контроль, ведь сейчас обязательства касаются лишь организаций с выбросами свыше 50 тысяч тонн СО₂-экв., без учёта отрасли.

Текст законопроекта и пояснения не уточняют, какие именно меры подразумеваются под "отраслевыми". В мировой практике обычно применяются квотирование выбросов или углеродный налог. На данный момент пилотная система квотирования действует только в рамках Сахалинского эксперимента, итоги которого ожидаются в 2028 году. В ходе реализации уже отмечаются различные мнения о ее эффективности и пользе.

Руководитель органа валидации и верификации ООО "Кэпт Верификация" Владимир Лукин считает, что значение отраслевых мер нельзя переоценивать. CORSIA — внешний стимул для развития углеродного рынка России и мотивации компаний к климатическим проектам с возможностью монетизации. Однако правила пока даны в общем виде и будут дорабатываться. Преждевременное применение концепции CORSIA как триггера всей системы регулирования в России может привести к ошибочным решениям из-за высокой степени неопределенности.

Исследователи Института народнохозяйственного прогнозирования РАН ранее отмечали, что масштабирование "Сахалинской модели" на всю страну не является эффективным и не позволит выполнить ключевые климатические цели — ни роста налоговых поступлений, ни защиты от трансграничного углеродного налога ЕС, ни успешной интеграции в мировой углеродный рынок по статье 6 Парижского соглашения.

Что касается углеродного налога, его возможное введение в России, по оценкам ИНП РАН, может привести к значительному росту цен на электроэнергию (до 25%), тепловую энергию (до 80%), минеральные ресурсы (до 35%) и удобрения (до 50%), что в совокупности способно ускорить инфляцию и замедлить развитие ряда экономических секторов.

Владимир Лукин также подчеркивает, что меры регулирования должны амбициозно поддерживать стратегически важные технологии и решения, приоритеты которых до сих пор не определены. Введение дополнительных углеродных ограничений на данном этапе может быть преждевременным и вызвать обратный эффект. Российский бизнес чувствителен к дополнительным нагрузкам, которые могут привести к приостановке инвестиций и модернизации, что в итоге снизит, а не повысит эффективность сокращения выбросов.

Министр экономического развития Максим Решетников заявлял о сохранении "мягкой модели" регулирования, основанной на обязательной отчетности и добровольных климатических проектах. Однако текущий законопроект с широкими возможностями отраслевого регулирования может говорить о смене курса. Вопросы причин такого поворота и адекватности оценки рисков остаются открытыми.

Источник: https://mibrf.ru/mainstage/aviaperevozchikam-prodadut-vozduh/


© Новостной портал PR-релизы!