России необходимо вновь обрести полноценный суверенитет в системе образования, заявил президент России Владимир Путин в своем ежегодном послании Федеральному Собранию. Чтобы обеспечить независимую систему обучения на всех ступенях – от школы, колледжей и до вузов, – государство откажется от Болонской системы, расширит федеральный проект «Профессионалитет» для подготовки рабочих кадров и повысит качество учебных курсов по гуманитарным наукам в школах. Какие нововведения ждут высшее, среднее и школьное образование страны – разбирались «РР».
В своем ежегодном послании Федеральному Собранию Владимир Путин представил новую национальную систему высшего образования. По словам президента, назрели существенные изменения с учетом новых требований к специалистам в экономике, социальных отраслях, во всех сферах жизни. Глава государства предложил вернуться к традиционной для нашей страны системе высшего образования, так как европейская с её разделением на бакалавриат и магистратуру не позволяет полноценно сформировать знания, умения и компетенции. Для России она уже не актуальна, сейчас важно взять всё лучшее как из советского опыта, так и удачной практики последних десятилетий.
Что касается развития всего российского образования, то его базовой целью президент обозначил создание суверенной системы обучения на всех ступенях – от школы до колледжей и вузов.
Владимир Путин обязал власти реализовать все планы по строительству и капитальному ремонту школ, в том числе в новых субъектах федерации.
«Уже на горизонте текущего десятилетия к общероссийским стандартам должна быть приведена образовательная инфраструктура Донбасса, Херсонской и Запорожской областей», – поставил задачу президент.
«Хочу подчеркнуть, переход на новую систему должен быть плавным. Всё продумать, проработать до мелочей. У молодёжи, у наших граждан должны появиться новые возможности для качественного образования, для трудоустройства, профессионального роста. Повторю ещё раз: возможности, а не проблемы», – отметил президент.
Болонской системой принято называть принципы организации единого европейского пространства. Помимо единой валюты, свободного перемещение товаров и услуг, в систему входит и единая система оценки квалификаций выпускников вузов разных стран с целью свободного перемещения трудовых ресурсов внутри ЕС.
Болонская система была создана в ответ на серьёзную нехватку рабочих рук в Европе. Благодаря подготовке кадров за 4 года, новые специалисты выводились на рынок труда Евросоюза гораздо быстрее. Но важно и то, что система давала возможность оценивать квалификацию выпускников через единую систему оценки трудоемкости освоения дисциплин — «Европейскую систему трансфера кредитов». Это открыло дорогу студентам, давая им возможность свободно перемещаться по университетам разных стран для освоения отдельных специальностей.
Студенческая мобильность стала характерной чертой Болонской системы, сформировавшей единое образовательное пространство европейских стран. В 2003 году к Болонскому процессу присоединилась и Россия. Тогда целями модернизации системы образования в стране было признание российских дипломов за рубежом, повышение академической мобильности российских студентов и преподавателей, внедрение новых образовательных технологий.
Но переход был скорее вынужденным, а не желаемым шагом. К этому принуждало членство в ВТО. Против включения в Болонский процесс и в защиту классического образования в России по модели «школа – пятилетний специалитет» с дальнейшей аспирантурой, тогда выступили многие ученые страны. Болонская система сильно критиковалась и не была поддержана ни финансовыми, ни человеческими ресурсами для качественного исполнения. В итоге вузы изменили то, что могли и с тем качеством, которое было им доступно.
Сегодня ясно, что Болонский процесс в российском исполнении стал ошибкой. Выпускники российских вузов продолжают испытывать трудности с признанием своих дипломов за границей. Сама же кредитная система оценки знаний во многом свела на нет умение генерировать новые идеи, критически мыслить и решать нестандартные задачи, что крайне важно при формировании специалистов для экономики инновационного типа.
Основа Болонской системы образования – двухуровневая подготовка кадров «бакалавр-магистр», не подходит для современной экономики страны. Проблемой для российских работодателей является, например то, что они не понимают степень компетенций у выпускника с дипломом бакалавра. В этой связи, считается, что возвращение к базовой подготовке сроком от 4 до 6 лет устранит трудности, и работодатели будут четко осознавать, уровень профессионализма выпускника, которого они принимают на работу с дипломом того или иного университета.
С 2022 года вузы формально стали возвращать часть процедур, которые существовали до присоединения России к Болонскому процессу. Например, такие понятия, как специализированное или углубленное высшее образование, магистратура, ординатура есть и сегодня, но с определенными ограничениями: выпускники бакалавриата могут поступать бесплатно в магистратуру, а выпускники специалитета нет. В новой системе все, кто получает базовое высшее образование, смогут поступать в магистратуру или ординатуру бесплатно.
При этом в российских вузах будут гибкие временные программы. Есть сложные виды деятельности, которые традиционно требуют длинного срока обучения: инженерное и медицинское направления, всё, что связано с развитием высоких технологий, с подготовкой ученых. Если профессия требует узкой специализации, срок обучения может быть увеличен.
Владимир Путин особо отметил, что переход к новой системе будет плавным. Те, кто учится сейчас, смогут продолжить и закончить образование по действующим программам. Дипломы выпускников высших учебных заведений со степенью бакалавра будут приравнены к дипломам о полном высшем образовании. Кроме того, сохранится многоуровневость, которая соответствует классификации ООН. Для выпускников, которые планируют работать за границей, занимать должности, где требуется диплом бакалавра или диплом магистра, необходимо придерживаться международных договоров, которые устанавливают эти соответствия со многими странами. Перечнем уровней образования ООН руководствуются, в том числе, организации в странах ЕАЭС.
Также в новой системе в отдельный уровень профессионального образования будет выделена аспирантура. Десять лет назад она стала третьим уровнем высшего образования, что отвечало принципам Болонского процесса. Но с тех пор стали падать показатели эффективности подготовки кадров высшей квалификации.
В целом же, изменения в работе преподавателей и студентов в связи с принятием новой системы высшего образования, по мнению экспертов, в России будут минимальны.
Федеральный проект «Профессионалитет» включен в число стратегических инициатив социально-экономического развития страны до 2030 года. Его цель – создание в системе СПО принципиально новой модели подготовки квалифицированных кадров в соответствии с актуальными потребностями реального сектора экономики.
Престиж среднего профессионального образования за последние годы ощутимо вырос.
Среди работодателей увеличился спрос на выпускников техникумов и колледжей.
Чтобы обеспечить суверенитет и конкурентоспособность страны Владимиром Путиным поставлена задача в течение 5 лет подготовить порядка миллиона рабочих кадров и расширить федеральный проект «Профессионалитет». Кадры остро нужны для электронной промышленности, индустрии робототехники, машиностроения, металлургии, фармацевтики, сельского хозяйства и ОПК, строительства, транспорта, атомной и других ключевых отраслей.
Число студентов колледжей за год выросло почти на 7% и составило более 3,5 млн человек. В 2022 году создан 71 образовательно-производственный центр в 42 регионах. А с 1 сентября 2022 года в колледжах-участниках проекта «Профессионалитет» проходят обучение 150 тыс. молодых людей.
В 2023 году в проект добавились новые отрасли: радиоэлектроника, информационные технологии, топливно-энергетический комплекс, строительная отрасль, транспортная отрасль, электротехническая промышленность, лесная промышленность и горнодобывающая промышленность.
Планируется создать ещё 70 образовательно-производственных кластеров, и количество участников проекта составит 350 тыс. студентов. Направление активно развивается, а интерес к проекту среди школьников растет.
Для школ поставлена задача повысить качество учебных курсов по гуманитарным наукам. Прежде всего истории, обществознанию, литературе, географии. Это даст возможность детям и подросткам как можно больше узнать о России, её культуре и традициях.
Уже сегодня утверждены федеральные основные общеобразовательные программы по 6 предметам, в том числе по гуманитарным дисциплинам. Все школы обязаны перейти на эти программы с 1 сентября 2023 года. Для начальной школы утверждены программы по русскому языку, чтению и окружающему миру. В состав федеральных программ для основной и средней школы включены обязательные программы по русскому языку, литературе, истории, обществознанию, географии и ОБЖ.
До конца учебного года будут разработаны федеральные программы по другим предметам. Например, по информатике и физике, в том числе с учетом отечественных и мировых научных достижений.
Кроме того, президент поставил задачу повысить общественную значимость учительского труда. Например, в этом году увеличено количество премий лучшим учителям страны – их стало 1250, а сумма премии составляет 200 тысяч рублей.
Таким образом, для выполнения задач президента по обеспечению суверенитета российского образования, сегодня нужна молодёжь с качественными фундаментальными знаниями, навыками поиска решений и опытом практической работы. А от программ с консервативным, застоявшимся содержанием и жесткими сроками подготовки необходимо отказаться. Предложенная главой государства система высшего, среднего и школьного образования поспособствует тому, чтобы сделать российское образование на всех ступенях более гибкой, эффективной, отвечающей требованиям времени.